В этой статье подробно расскажем о существующих видах шпонок.
По форме существует несколько видов шпонок, это:
- призматическая производится по госстандарту 23360-78;
- сегментная — по ГОСТу 24071-97;
- цилиндрическая (штифт) — по ГОСТу 3128-70, 12207-79;
- клиновая — по госстандарту 24068-80;
- тангенциальная клиновая — по ГОСТу 24069-97, 24070-80.
Призматическая шпонка
Первый вид подразделяется на три — направляющая, закладная и скользящая. При необходимости движения ступицы вдоль валового элемента монтируются скользящие или направляющие шпонки. Концы могут быть с плоскими или скругленными торцами.
Главный недостаток — это трудность взаимозаменяемости, а при износе они способны опрокидываться, поэтому в крупном производстве не используются.
Сегментная шпонка
Сегментная применяется для крепления деталей на участках валового элемента с низкой нагрузкой, она более устойчива, чем призматическая, отличается дешевизной и простотой в исполнении, к недостаткам относят небольшую прочность из-за большой глубины пазов.
Цилиндрическая шпонка
Штифтовые или цилиндрические используются на концевых участках валового компонента, важно чтобы соединяемые материалы были одинаковы по твердости и плотности, что сдерживает их повсеместное использование.
Клиновая шпонка
Клиновые — это клин, в стандартном исполнении с уклоном 1:100. Рабочими считаются широкие грани, боковые имеют зазор. Такая форма создает напряжение внутри стыковки, вызывая сдвиг ступицы по радиусу, что приводит к контактной деформации.
Из-за этого сферы применения сильно ограничены и в ответственных соединениях не используются.
Тангенциальная шпонка
Тангенциальная — широкая грань данной формы направляется по касательной прямой к поверхности цилиндра вала. Затягивание производится ударами по торцам широкой части клина. Такая форма монтируется на вал с сечением более 100 мм.
Виды посадок
Различают три типа соединений (посадок), это:
- свободная посадка — используется при сложных условиях проведения сборочных работ, для подвижных сцеплений при ненагружаемом рабочем режиме.
- нормальная посадка — для создания неподвижных сцеплений, которые не нуждаются в частых разборках.
- плотная посадка — для композиций с малым количеством разнонаправленных нагрузок.