Какие бывают виды шпонок?

Привет! Продолжаем серию статей о шпонках, на сайте – SoproMats. В этой статье подробно расскажем какие существуют виды шпонок.

По форме существует несколько видов шпонок, это:

  1. призматическая производится по госстандарту 23360-78;
  2. сегментная — по ГОСТу 24071-97;
  3. цилиндрическая (штифт) — по ГОСТу 3128-70, 12207-79;
  4. клиновая — по госстандарту 24068-80;
  5. тангенциальная клиновая — по ГОСТу 24069-97, 24070-80.

Призматическая шпонка

Первый вид подразделяется на три — направляющая, закладная и скользящая. При необходимости движения ступицы вдоль валового элемента монтируются скользящие или направляющие шпонки. Концы могут быть с плоскими или скругленными торцами. Главный недостаток — это трудность взаимозаменяемости, а при износе они способны опрокидываться, поэтому в крупном производстве не используются.

Сегментная шпонка

Сегментная применяется для крепления деталей на участках валового элемента с низкой нагрузкой, она более устойчива, чем призматическая, отличается дешевизной и простотой в исполнении, к недостаткам относят небольшую прочность из-за большой глубины пазов.

Цилиндрическая шпонка

Штифтовые или цилиндрические используются на концевых участках валового компонента, важно чтобы соединяемые материалы были одинаковы по твердости и плотности, что сдерживает их повсеместное использование.

Клиновая шпонка

Клиновые — это клин, в стандартном исполнении с уклоном 1:100. Рабочими считаются широкие грани, боковые имеют зазор. Такая форма создает напряжение внутри стыковки, вызывая сдвиг ступицы по радиусу, что приводит к контактной деформации. Из-за этого сферы применения сильно ограничены и в ответственных соединениях не используются.

Тангенциальная шпонка

Тангенциальная — широкая грань данной формы направляется по касательной прямой к поверхности цилиндра вала. Затягивание производится ударами по торцам широкой части клина. Такая форма монтируется на вал с сечением более 100 мм.

Виды посадок

Различают три типа соединений (посадок), это:

  • свободная посадка — используется при сложных условиях проведения сборочных работ, для подвижных сцеплений при ненагружаемом рабочем режиме.
  • нормальная посадка — для создания неподвижных сцеплений, которые не нуждаются в частых разборках.
  • плотная посадка — для композиций с малым количеством разнонаправленных нагрузок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить