В этой статье расскажем о том, что такое шпонка, какие существуют шпоночные соединения и дадим несколько рекомендаций по проектированию шпоночного соединения. Также к этой статье прилагаются несколько дополнительных публикаций, с которыми вы можете ознакомиться, перейдя по ссылкам.
Шпонка – это деталь, сцепляющая между собой два компонента — вал и ступицу. Она монтируется в пазовые углубления обоих, формируя шпоночное соединение. Деталь необходима для передачи крутящего момента от ступицы к валовому компоненту и наоборот. Пазы для ее монтажа на валу получают способом фрезеровки, а в ступицах – способом долбления или протяжки. Изготавливается из качественной углеродистой стали, а чтобы улучшить показатели прочности заготовка подвергается термообработке.
Плюсы шпоночного соединения (комбинации) — это несложная в исполнении конструкция, с низкой себестоимостью, удобная для сборки и разборки, поэтому такие сцепления используют машиностроительной отрасли.
К минусам относят, то что соединительные пазовые углубления, уменьшают прочностные характеристики обоих элементов. И их не желательно использовать в валовых элементах, испытывающих повышенное напряжение.
Какие существуют шпоночные соединения?
Комбинации бывают напряженные и ненапряженные.
Напряженные — образуются при использовании клиновых и тангенциальных шпонок, напряжение появляется уже при сборке, вне зависимости от внешнего воздействия в процессе работы.
Ненапряженные возникают при установке сегментных и призматических видов, при сборке компонентов внутри самого сцепления напряжения не образуется, а проявляется оно только при нагружаемых работах.
Проектные рекомендации
В процессе проектирования необходимо соблюдать ряд рекомендаций:
- для одного валового элемента желательно использовать одинаковые по сечению, а лучше, и по длине ш., ориентиром служит меньший по сечению вал;
- при небольшом вращающем моменте желательно монтировать ш. меньшего сечения, по отношению к размерам сечения вала, чем это указано в госстандарте;
- если есть несколько шпоночных пазов, то их размещают на одной образующей;
- если необходимо монтировать две сегментные ш., то их устанавливают вдоль вала в одном пазовом углублении ступицы. Если установить несколько ш. в одном соединении, то это ослабит сцепление. Если есть такая необходимость, то лучше использовать шлицевое (зубчатое) сцепление.
- лучше избегать шпоночное сцепление при тонкостенных полых валах.
Статьи по шпонке:
В этом разделе написано о статьях про шпонки, которые опубликованы на нашем сайте.
Какие бывают виды шпонок?
В статье рассказано о существующих видах шпонок, которые применяются в инженерной практике: призматические, сегментные, цилиндрические, клиновые, тангенциальные. По каждому виду приведён ГОСТ, по которому определяются их характерные особенности и размеры. Также указанно, где применяются каждый конкретный вид шпонки.
Как выполнить расчёт шпонки?
В этом материале показано на простом примере, как рассчитывается шпонка, а ,точнее, шпоночное соединение. В примере для шпонки задаётся в качестве исходных данных: размеры вала и ступицы, материал из которого изготовлена шпонка и крутящий момент.