Опорная кран-балка: разновидности, конструктивные элементы и эксплуатация
Кран-балка представляет собой одно из вспомогательных устройств, которые применяется для обеспечения производственного процесса как в различных производственных зданиях и сооружениях (производственные цеха, складские комплексы), так и на открытых площадках (погрузочно-разгрузочные терминалы, промышленные площадки предприятий, площадки хранения).
Конструктивно, данные вспомогательные устройства, имеют два вида – подвесные и опорные.
Разновидности опорных кран-балок
По виду подвижной несущей конструкции — подразделяются на следующие виды:
- Однобалочные. В данном случае пролетная часть состоит из одного профиля двутаврового сечения. Однобалочная система имеет небольшую грузоподъемность (до 10 тонн), поскольку рабочая часть (тельфер) подвешена к пролетному профилю и перемещается по нижней ее полке.
- Двухбалочные. При этом варианте пролетная конструкция состоит из пары двутавров или двух профилей коробчатого сечения. При двухбалочном исполнении, в большинстве случаев, тельфер передвигается по верхним полкам несущей конструкции, что обеспечивает более высокие показатели по грузоподъемности, но собственный вес ее намного выше.
По принципу управления:
- Стационарное, когда пульт управления находится в кабине оператора закрепленной, непосредственно, на подвижной части перемещается вдоль зоны обслуживания по рельсовому пути вместе с ходовыми тележками.
- Дистанционное, когда пульт управления представлен в виде многокнопочного поста на гибком кабеле.
В отличие от подвесного исполнения, опорные кран-балки имеют более высокие показатели по грузоподъемности и скорости перемещения по рабочему пространству.
При использовании данного варианта, обеспечивается большая высота подъема груза, что является существенным, если в цехах или складских помещениях находится оборудование, высота которого значительна, или высота систем хранения складского комплекса устроена с максимальным использованием пространства здания в вертикальной плоскости.
Подобные вспомогательные системы могут оснащаться различными грузозахватными приспособлениями: грузовой гак, грейфер, штабелер, магнит, а также различными траверсами для захвата и перемещения однотипных конструкций или контейнеров.
Основные конструктивные элементы
Электрическая кран-балка (опорная) состоит из следующих конструктивных элементов:
- рабочий орган (тельфер) – состоит из электрического мотор-редуктора и тросового барабана;
- механизм перемещения устройства – обеспечивает передвижение каретки поперек рабочей зоны (перпендикулярно рельсовому пути). Состоит из электродвигателя и понижающего редуктора, передающего крутящий момент на приводные вальцы, при однобалочной системе или на колеса при двубалочной;
- пролетная часть – это конструкция, по которой движется рабочая часть. Данный элемент грузоподъемного устройства закреплен на опорные элементы;
- ходовые тележки – опорные элементы, на которых закреплена пролетная часть. Они расположены по обе стороны пролетной конструкции и обеспечивают перемещение электрической кран-балки вдоль рабочей зоны по рельсам, расположенным на отдельных опорах либо на консолях колонн, составляющих несущий каркас здания (сооружения);
- электропривод – осуществляется электродвигателем, через понижающий редуктор передающим крутящий момент посредством редукционной муфты на ведущие колеса. Использование муфт обеспечивает плавный старт. Привод может быть односторонним и двухсторонним, в зависимости от величины пролета и оснащен электрическим тормозом, автоматически включающимся с остановкой опорной кран-балки, исключающим движение по инерции;
- пульт управления – располагается либо в стационарной кабине для расположения оператора и оснащен необходимыми кнопками и рычагами (джойстиками), отвечающими за ту или иную операцию, либо представлен в виде многокнопочного поста на гибком кабеле, в данном случае оператор находится внизу и следует за перемещаемым грузом.
Безопасность эксплуатации
В целях обеспечения безопасности эксплуатации электрических опорных кран балок, каждый приводной элемент оснащен концевыми выключателями (концевиками):
- на тросовом барабане располагается концевик, выключающий привод подъема груза при достижении ведомым блоком критической верхней точки подъема;
- на механизме передвижения тельфера располагаются концевые выключатели, отключающие питание привода движения грузовой каретки по достижении ей крайнего левого или правого положения;
- на ходовых тележках устанавливаются концевики. Они отключают привод движения всего механизма вдоль подкранового пути при достижении им переднего или заднего окончания рельсового пути.
Потребляемая мощность и параметры сети
Кран-балки опорные в основном комплектуется трехфазными асинхронными электродвигателями различной потребляемой мощности с параметрами сети переменного тока: 380 В, 50 Гц. Суммарная потребляемая мощность зависит от совокупности общих параметров оборудования: грузоподъемность, величина пролета, высота подъема и общего веса комплекта оборудования. Например, суммарная мощность электрической кран-балки Г./п. = 5 т., с пролетом 10,5 м и высотой подъема от 6 до 18 м составляет 10,2 кВт·ч.