Балки стропильные и подстропильные — несущие конструкции

Приветствую вас на сайте SoproMats.ru, меня зовут Алексей Мартынов, я являюсь инженером-конструктором железобетонных конструкций, а также одним из авторов данного проекта. В этой статье расскажу о стропильных и подстропильных балках, об их назначении, монтаже, особенностях расчета, маркировке, хранении и транспортировке железобетонных стропильных элементов.

Немаловажной составляющей в обеспечении общей пространственной жесткости любого сооружения, является совокупность несущих деталей покрытия. При возведении промышленных корпусов с применением сборного железобетона данная часть несущей системы, в большинстве случаев, состоит из стропильных и подстропильных конструкций. От их прочности и устойчивости, зависит надежность всего каркаса.

На эти составляющие элементы пространственного основания здания оказывают воздействие различные нагрузки. Среди таких сил воздействия можно отметить основные: это сила тяжести атмосферных осадков, собственный вес составляющих элементов, вес элементов покрытия (ребристых плит), вес кровли, утеплителя, выравнивающих стяжек. Кроме того, данная система несет на себе: нагрузку от подвесного грузоподъемного оборудования, нагрузку от проведенных по данным конструкциям внутрицеховых инженерных коммуникаций (воздуховоды приточно-вытяжной вентиляции и аспирации, электросиловых кабельных трасс, элементов освещения внутреннего пространства здания, магистралей ВВД и проч.).

Рассказывается о балках стропильных и подстропильных

Отличительные особенности балок

Балки подстропильные – воспринимают и рассредоточивают на всю протяженность своей длины, нагрузку от смонтированных на нее стропильных деталей.

Балки стропильные — монтируется на подстропильную систему. Стропильная балка покрывает пролет между подстропильными и служит основанием для деталей перекрытия.

Подстропильные балки монтируются, своими опорными зонами, на опорные площадки вертикальных несущих элементов, закрепляются на сварку к закладным этих площадок.

После монтажа все сварные соединения покрываются грунтовкой на 2 раза и зачеканиваются цементным раствором.

Железобетонные элементы

Железобетонные элементы каркаса стропильной и подстропильной системы изготавливаются унифицированных размеров на заводах ЖБИ, с применением предварительно-напряженного или обычного арматурного пояса. Для усиления сопротивления изгибающему моменту подобные элементы армируются следующими видами арматуры:

  • арматурные стержни повышенной прочности с периодическим сечением;
  • проволочные витые пучки из особо прочной проволоки;
  • арматурные сетки;
  • струнная арматура.

Все армирующие стержни, сетки и каркасы располагаются в теле бетона с обязательным соблюдением необходимой величины защитного слоя.

Применяемые при возведении пространственных каркасов однопролетных и многопролетных промышленных и гражданских корпусов, составляющие стропильной и подстропильной системы, должны обладать необходимой расчетной прочностью и устойчивостью. Немаловажны и такие характеристики, данных железобетонных составляющих каркаса, как высокая огнестойкость и долговечность.

  • В зависимости от области применения и скатности, выделяют следующие виды изделий:
  • С параллельными поясами. Применяется при возведении однопролетных и многопролетных зданий с плоской кровлей.
  • Односкатная. Используются при монтаже каркасов однопролетных зданий с уклоном кровли в одну сторону, либо многопролетных зданий с организованным внутренним водостоком;
  • Трапециевидная двускатная. Данный вид имеет разнонаправленные уклоны верхнего пояса. Применяется при строительстве однопролетных зданий с двускатной кровлей либо многопролетных сооружений с организованным внутренним водостоком;
  • С поясами (как верхним, так и нижним), криволинейные или ломаные формы.

По форме поперечного сечения данные изделия можно разделить на следующие виды: V-образные, таврового сечения, двутаврового сечения, коробчатого сечения и решетчатые.

Балки таврового и двутаврового сечений применяют для 6, 9,12 и 18-метровых пролетов. Решетчатые — для пролетов корпусов в 12, 18 и 24 метров. Эти сборные железобетонные конструкции выполняются в унифицированных размерах, и предназначены для устройства крупных большепролетных сооружений и используются для пролетов, на которые воздействуют большие нагрузки. Примером могут послужить пролеты для погрузочно-разгрузочных терминалов, крытых площадок складирования или производственных цехов.

Все описанные выше ЖБК имеют строповочные отверстия, предназначенные для захвата и подъема деталей при их монтаже или транспортировке.

Некоторые особенности расчета систем каркаса

Вес конструкций кровли и плит покрытия, а также нагрузка от атмосферных осадков передаются на систему через опорные части плит покрытия в виде сосредоточенного приложения вектора силы. При количестве таких точек приложения сил, на расчетный пролет, более четырех, характер данной нагрузки принимается равномерно распределенной. Нагрузки от веса подвесных грузоподъемных механизмов и веса проложенных инженерных коммуникаций, в целях расчета, принимаются воздействующими на балку сосредоточенно.

Класс бетона по прочности, применяемый при заливке изделий, в диапазоне классов В25…В40.

Маркировка ЖБ несущих элементов покрытия

В соответствии с государственными стандартами, сборные железобетонные части несущего каркаса покрытий, должны маркироваться и иметь следующие буквенные обозначения: БСП, БСО, БСД, БП и цифровые коды. Цифровые коды содержат информацию о типоразмерах поперечного сечения изделия и длина его расчетного пролета. Кроме того, цифровые индексы обозначают:

  • категорийность изделия по нагрузочной способности;
  • класс и вид примененной арматуры;
  • марку бетона.

Кроме того, различные цифровые индексы используются для классификации изделий по вспомогательным параметрам, таких как — конструктивные отличия, особенности, с точки зрения условий работы данного изделия и т. д.

Заводы ЖБИ и ЖБК выпускают подобные составляющие из железобетона наиболее распространенных и традиционных видов и унифицированных типоразмеров. Но, бывают ситуации, когда, в силу конструктивных особенностей или нестандартных размеров, просто необходимо изготовить деталь несущей системы в построечных условиях или в условиях производственной базы. На изготовленную собственными силами конструкцию составляется паспорт изделия с присвоением марки по ГОСТ 20372–90.

Хранение и транспортировка

При транспортировке от места изготовления на строительную площадку и складировании на площадках хранения детали должны быть установлены в рабочем положении на подкладки (в основном деревянные), в соответствии со схемами, приведенными в рабочих чертежах и паспортах на эти детали. Складирование и погрузку на транспорт необходимо производить с соблюдением дистанции, между рядами, для сохранения возможности беспрепятственного захвата каждой детали погрузочно-разгрузочными устройствами при дальнейшем перемещении. Размеры подкладок, минимум, 40х150 мм (толщина, ширина), длина подкладок должна быть на 100 мм больше ширины опорной части балки.

Подъем балок осуществляют с помощью специальных траверс с захватом за монтажные отверстия и петли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить